Основы безопасности жизнедеятельности: охрана труда

методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях тематических мероприятий для школьников

 

Проблема охраны труда и обеспечения безопасности – одна из приоритетных в существовании любого государства. Она имеет непосредственное отношение к самым разным сферам жизнедеятельности, в том числе к национальной системе образования.

Современные требования законодательных и нормативных правовых актов к организации и управлению охраной труда в образовательных учреждениях предполагают строгое соблюдение правил безопасности труда учащихся в процессе изучения учебных дисциплин.

 

Инструктаж учащихся и работников образовательных учреждений по охране труда

 

Приказом Росстандарта от 9 июня 2016 г. N 600-ст с 1 марта 2017 г. принят и введен в действие ГОСТ 12.0.004-2015, регламентирующий нормативные требования охраны труда, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Настоящий стандарт устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих, руководителей и специалистов народного хозяйства, а также учащихся и распространяется на все предприятия, ассоциации, концерны и организации народного хозяйства, колхозы, совхозы, кооперативы, арендные коллективы (далее - предприятия), учебные заведения, учебно-воспитательные учреждения (далее - учебные заведения).

Стандарт является основополагающим в комплексе государственных стандартов, руководящих и методических документов по обучению работающих и изучению дисциплин по безопасности труда и других видов деятельности.

Обучение безопасности труда и безопасности других видов деятельности, включая поведение и учебу, организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательных организациях с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в процессе трудовой и производственной деятельности.

В общеобразовательных школах всех типов и наименований обучаемым прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам безопасности деятельности в процессе изучения учебных дисциплин.

Кроме того, обучение учащихся вопросам безопасности труда проводится в виде инструктажей перед началом всех видов учебной деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке, организации общественно полезного и производительного труда, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы.

Учащиеся при прохождении трудовой и профессиональной подготовки в школьных и межшкольных мастерских, учебно-производственных комбинатах изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным приемам безопасного труда перед допуском их к практической работе.

Обучение детей и подростков правилам безопасного поведения и техники безопасности во время пребывания на занятиях или проведения различных мероприятий во всех внешкольных учреждениях проводится в виде инструктажей, а также в виде специальных занятий при потребности практической деятельности обучающихся в особых знаниях и навыках по безопасности труда.

Содержание образовательных программ, объем самостоятельно изучаемых курсов, разделов и учебное время, отводимое на изучение вопросов безопасности труда и безопасности других видов деятельности на всех стадиях образования, зависят от специфики учебного заведения и получаемой специальности (квалификации) и разрабатываются и утверждаются в установленном национальным законодательством порядке.

При организации любого коллективного вида трудовой деятельности учащихся вне учебных занятий (лагеря труда и отдыха, производственные ученические бригады и другие формы организации труда) образовательные организации проводят специальные занятия по основам трудового законодательства, охраны труда, по требованиям обеспечения безопасности труда при данном виде трудовой деятельности.

Основное обучение учащихся вопросам безопасности труда проводится на местах производства работ.

 

Виды инструктажей[1]

По характеру и времени проведения инструктажи по безопасности труда подразделяют на:

  • вводный;
  • первичный на рабочем месте;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.

Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, а также с учащимися в учебных заведениях в начале учебного года по предметам повышенной опасности (физика, химия, биология, информатика, физкультура, трудовое и профессиональное обучение), при занятиях в кружках и спортивных секциях.

Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, утвержденной руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной (учебной) деятельности проводят со всеми вновь принятыми на работу лицами, с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками, с учащимися перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждого нового раздела учебного предмета повышенной опасности, при занятиях в кружках и спортивных секциях, при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителем или заместителем руководителя образовательного учреждения и согласованным с профсоюзным комитетом учреждения. Программы разрабатывают для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда и другой технической документации.

Повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, а также учащиеся образовательных учреждения по предметам повышенной опасности не реже одного раза в полугодие.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводят:

  • при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
  • при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  • при нарушении работающими или учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
  • по требованию органов надзора;
  • при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии, с учащимися учебной группы. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне учреждения и т.п.); проведении экскурсии на предприятия, организации внеклассных и внешкольных мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, слеты, спортивные соревнования и др.), при перевозке детей автомобильным или другим видом транспорта, при организации с учащимися общественно полезного, производительного труда.

Проведение с учащимися вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного и внепланового инструктажей фиксируется в классном журнале по соответствующим учебным предметам, с учащимися, занимающимися в кружках и спортивных секциях - в рабочем журнале руководителя, а целевого - в журнале инструктажа учащихся по технике безопасности при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

При проведении инструктажей необходимо пользоваться Инструкцией по ТБ для учащихся. Данный документ является основным локальным актом образовательного учреждения, устанавливающим требования по охране труда учащихся при проведении занятий. Разрабатывается такой документ администрацией образовательного учреждения.

Учащийся в тексте инструкции должен увидеть полный перечень обоснованных и убедительных предписаний, при выполнении которых ему гарантируются безопасные и безвредные условия труда. Для учащихся инструкции вывешиваются на стендах в кабинете.

 

4. Обеспечение безопасности в учебном заведении

В общеобразовательных учреждениях всех типов и наименований учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин. Согласно ГОСТ 12.0.004-2015 обучение учащихся правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности: лабораторные, практические работы, учебная и производственная практика и др.

Под техникой безопасности понимают систему организационных и технических средств и методов, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов.

Если рассматривать понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, то оно включает не только организацию защиты населения, в том числе участников образовательного процесса, от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

В этой связи возникает немаловажная проблема: обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Прежде всего следует затронуть вопрос разграничения полномочий и компетенции разных уровней управления образовательным процессом в области обеспечения безопасности учебно-воспитательного процесса. Конечно, непосредственная ответственность за жизнь и здоровье работников образовательных учреждений, обучающихся и воспитанников лежит на администрации самих учебных заведений, прежде всего на их руководителях, а также на лицах, непосредственно уполномоченных отвечать за данные вопросы. Кроме того, учебное заведение по действующему законодательству имеет относительную самостоятельность в определении системы работы по обеспечению безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе в плане расходования финансовых средств, как бюджетных, так и внебюджетных, на данные нужды. Тем не менее, каждое образовательное учреждение должно согласовывать указанные вопросы с учредителем, а также с попечительским советом, при его наличии.

Действительность заставляет нас обратить больше внима­ния на проблему безопасности жизнедеятельности учителей и школьников. Важным направлением в работе педагогического коллектива является работа по обеспечению охраны труда.

Строгое соблюдение требований охраны труда является элементом дисциплины образовательного процесса, культуры труда. С целью формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, в образовательных учреждениях в обязательном порядке проводится изучение вопросов безопасности труда.